Собака Павлова

 

Pavlov's Dog

"Pampered Menial" 1976

"At The Sound Of The Bell" 1976

Бесконечная Свобода Собаки Павлова

"Из бездомных щенков
растут собаки Павлова"

(Ю. Наумов)

"Bring back the good old days
In time...always in your time."

(David Surкamp)

"Собака Павлова" фейeрверком взорвалась в 76-ом году над родным Сент-Луисом. Группа буквально выгорела за год, оставив два альбома- "Pampered Menial" и "At The Sound Of The Bell", вызывающих ощущение сквозящей юности и беспредельно живой свободы, какая только возможна, когда тебе 17 лет и ты уже не дома, но еще и не на службе, а впереди бездна времени, а она почему-то смеется каждый раз когда тебя видит...

 Музыка "Собаки Павлова" это мешанина американского балладного рок-н-ролла, вроде Билли Джоэла начала 70-ых годов и европейского прогрессива тех лет. Эта музыка резка и ритмична, но нежна. Она не атакует, но захватывает. Это страстная, очень страстная музыка, но в ней нет агрессии. Она вся как танец с хрупкой девочкой. Она волнует как-то не по-взрослому. В ней - бунт, но не разрушение.
Своим "жизнеутверждающим" (такое слово есть, да) содержанием оба альбома резко диссонируют с их обложками - мрачная, жирная дворняга на конверте первой пластинки "Pampered Menial" и смеющийся хулиган, повисший вниз головой на языках двух колоколов в "At The Sound Of The Bell", сам превратившийся в этот колокольный саунд, - они поразительно оттеняют содержание звука, звука молодой жизни, сверхъестественно отрицающей законы подчинения и увядания.

Практически все лучшие песни "Собаки Павлова" написаны ее вокалистом - Дэвидом Шокэмпом. Именно голос Шокэмпа принес группе непередаваемую свежесть. Чем-то похожий по манере исполнения на уже упомянутого молодого Джоэла этот голос абсолютно невероятен. Азартно-мальчишеский, задиристый и чуть ли не женственный местами. Певец постоянно почти надрывно форсирует голос, но это не вызывает дискомфорта, это нравится. Он почти насилует голос, как он не порвал себе горло? Порою он звучит смешно и гротескно, иногда почти пафосно, криком, но это не раздражает, а возбуждает. Он не продает сладкую патоку. Он - белый донор.

Аранжировка песен "Собаки" впечатляет своей роскошью. Вот, кстати, состав группы, дающий представление о ее инструментальном арсенале:

Дэвид Шокэмп (Surkamp)- вокал, гитара (транскрипция полностью на моей совести - поправьте, если знаете как это правильно читать А.Ш.)
Дэвид Хамилтон - клавишные
Дуг Рэйборн - мелотрон, флейта
Майк Сафрон - перкуссия
Рик Стоктон - басс-гитара
Зигфрид Карвер - виолончель, скрипка
Стив Скорфина - соло-гитара

У "Собаки Павлова" не было "вторых скрипок", хотя придирчивый скажет, что и виртуозами они не были. Любой инструмент становится солирующим, когда не поет Шокэмп. Веселое как дождь, по- американски джазовое фортепиано Хамилтона и соло Скорфина (вобщем-то типичное "солнечное" гитарное соло семедисятых годов) переплетаются со скрипичной лирикой Карвера. Порою кажется, что звучит целый оркестр. В звуковом объемном поле "Собаки" все становится неважным, только ненормальный голос солиста уводит черт знает куда, откуда не хочется возвращаться.

"Pampered Menial" - что-то вроде "изнеженного лакея" - дворняга недаром жирна на обложке. Какое отношение это имеет к песням - знает только автор альбома Шокэмп. На обратной стороне, между прочим, изображена холеная и поджарая борзая. В этом первом альбоме "Собака" цапает нежными зубками-клавишами своего прозрачного фоно и не отпускает до конца, до последнего залпа или выдоха. "Она просто зовет тебя, чтобы показать то, что ты никогда не знал: что есть твое серце, что есть твоя душа" - вот так, не больше не меньше, провозглашает Шокемп в песне "Late November". И сразу после нее - воплем - "Научи меня своей песне" - "Song Dance". Непрерывным каскадом валятся звуки с этой пластинки. Ни одной песни "в нагрузку". Все 33.5 минуты альбома - это музыка. Вся музыка - танец. Круги весенней ласточки над гнездом. Головокружительный пьяный вальс мокрого ноябрьского листа над ледяной поверхностью подмерзшей лужи. Бесконечное, шатающееся кружение, отраженное сотнями горизональных зеркал.

В центре этого кружения наверное "Theme from subway sue" - одна из самых первых записей группы (записанная в целях презентации она была чуть длиннее). Благодаря этой песне группа подписала на Колумбии контракт на 600 000 $ сразу, что тогда было неслыханной суммой для никому не известной группы.

"At The Sound Of The Bell" - органичное продолжение более "хитового", а потому более известного первого альбома группы. Они вообще должны быть вместе, эти две пластинки. В каком-то позднем CD издании, кстати, оно так и сделано - двойником.

"Pampered Menial" сразу "брал" слушателя колдовской "Джулией" - тот кто ощущал чью-нибудь талию под эту "Джулию"- меня поймет. Первый альбом "Собаки Павлова" был, пожалуй, романтичнее. В "At The Sound Of The Bell" события разворачиваются постепенно, но не менее мощно. У пластинки есть утро, и день, и вечер. Первая песня "She came shining" - утро, входящее постепенно вместе с голосом Шокэмпа и электроорганом. А последняя композиция "Did You See Him Cry" - вечер. Торжественный закат и классичное фоно. Гитара, приносящая беспокойную ночь. В этой вещи "Собака Павлова" звучит канонически "прогрессивно", почти как Emerson Lake & Palmer, но гораздо горячее. Долгое инструментальное вступление. Солист молчит (что ему не свойственно). Потом начинает петь - потоком. Потом клавесин. Потом все накрывает органный взрыв. Грех рассказывать.

Безусловный пик (полдень) альбома - песня "Валькирия". Лично мне она цветом своим напоминает "Белладону" (UFO), но мало кому это о чем-то скажет. Эта песня - гимн и танец одновременно. Она поднимается медленно, по спирали. Кружит. Как заклинание звучит рефрен "Bring back the good old days". Как требование сделать невозможное. Вернуть потерянное. Забрать украденное. Низкая труба и режуще-высокий голос певца. Хор. "Bring back the good old days". Это яд - он щекочет в горле. Вдруг становится ясно, что им удалось на мгновение сделать. Заклинание сработало. И песня угасает, сразу переходя в энергичный "Try To Hang On". Рок-н-ролл гасит яд, оставляя движение.

"Good old days" - чье-то чужое детство.
"Good old days" - тлеющая память Золотого Века, память открытого, неповрежденного сознания, не нуждающегося в защитных фильтрах.

"Собака Павлова" - не карамельная ностальгия-леденец. Это очень живая музыка очень живого времени. Бог знает какими путями ходят слава и успех (впрочем их "Собака" поимела "при жизни" - диски стали золотыми и платиновыми в Европе и Австралии). Группа пожила недолго и растворилась. "Смоки", например, где угодно найти можно, а вот "Собака" почему-то стала "коллекционной" (для идиотов то есть штука).

Бывший "собачник" Сафрон организовал недавно группу "Pavlov's Dog 2000", которая, по его словам, являет некое сочетание стилей старой "Собаки Павлова", Meat Loaf-а и кого-то еще.

Человек, чей песенный талант и голос озолотили "Собаку Павлова" - Дэвид Шокэмп - ушел от коммерческой музыки. Он по прежнему живет в Сент-Луисе. Свободный журналист. Музыкальный критик. Иногда он со своей женой поигрывает старые песни "Собаки Павлова" в местных барах.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Страница Pavlov's Dog (кажется единственная):
    http://www.aristotle.net/~srkdavis/pavlov1.html
    Там же можно найти полную дискографию группы:
    • Pampered Menial 1975 (?)
    • Аt the Sound of the Bell 1976
    • Third 1977
    • Lost in America 1990
    (Последние два альбома весьма так себе - не узнать.)

павлов сдох форевер

Саша Шерман



популярные