Борис Гребенщиков
Лилит (1997)
Прогулки святого Аквариума
по левой стороне Луны.
Когда она явилась в
Вавилонии, для глаз людей это
произошло так, как если бы она
внезапно возникла из ничего
(Д. Андреев "Роза Мира")
К Борису Борисовичу Гребенщикову сигналы поступают с разных сторон, и
он, как правило, на них реагирует, хотя и не всегда адекватно.
Глядя сквозь стеклянную стенку гребенщиковского аквариума, по наслоениям
ила на дне и солей на стенах можно проследить историю связи. За толщей
воды возможно также разглядеть фигуру самого хозяина сосуда, хотя
изображение преломляется и искажается в соответствие с законами физики.
Иногда его не видно - это значит, что хозяин скорее всего не дома.
Иногда он оставляет вместо себя телевизор.
Иногда под воздействием очередного сигнала Гребенщиков встает и меняет в
аквариуме воду. Преображенный таким образом аквариум радует глаз
наблюдателя свежестью и глубиной в течение некоторого времени, а его
хозяин снова переходит на прием.
Рада и Терновник - "Графика"
БГ "Лилит"
Ласковые песни АДО
Бесконечная Свобода Собаки Павлова
Ravi Shankar & Philip Glass "Passages"
Чингиз Хан
В голове все вверх дном, а не сердце маята Наверху в облаках реет черный истребитель Весь в парче-жемчугах с головы и до хвоста.
Скитаясь между черных и белых небес Гребенщиков не задерживался подолгу
на каком-то одном из них. Белый - цвет вспышки, врыва. У белого есть
свойство со временем желтеть. Когда поле светлого Борис Борисыча
основательно пожелтело, то он сделал шаг влево и оказался на черном. В
поисках силы.
***
Лилит постоянно тревожила умы и воображение художников, олицетворяя
таинственную женскую природу Мира. Родительницу и убийцу в одном лице.
Дарительницу Яблока Познания и Вечную Силу Движения.
В тантрическом понимании Лилит (Лалита) - одно из имен Богини-Матери. Высшей Женщины. Гребенщиковская "Лилит" - кризисный альбом. Дорога на Восток идет через Ночь. И когда "Луна глядит... как совесть", то врать - самоубийство. Суицидальные тенденции Гребенщикову никогда не были свойственны. В музыкальном отношении альбом разочаровывает. Новой музыки Гребенщиков не сделал. Возможно ему просто хотелось записать свою старую музыку в американской студии, да еще с дилановским "The Band". Все песни (кроме одной - самой интересной) - суть перепевы Аквариума образца конца восьмидесятых. С русской темой Боб простился - вальсики и полечки ему надоели. Джаз окончен и рок-н-ролл мертв. Новых тем не родилось. А вот на тексты стоит обратить внимание. Практически все объясняется в первой же песне. Когда Гребенщикова "тошнит от пошлости своей правоты", то он говорит так:
И Моисей с брандспойтом поливает кусты, И на каждой пуле выбита фигура гимнаста - Я бы стал атеистом - Если бы не Ты. Вряд ли после этой "фигуры гимнаста" священник захочет говорить на одном языке с Гребенщиковым. Во всяком случае - христианский (в буддизме термин "священник" отсутствует). Нельзя сказать, что тексты песен альбома - поэтические шедевры. Гребенщиков поет как всегда - о себе. О ком же ему петь еще? Самолюбования в альбоме - хоть отбавляй. Но если бы дело было только в нарцисизме, то и говорить было бы не интересно. Конечно, молодой слушатель вправе сказать жестко, что ему до лампы духовные искания разжиревшего папика. Искушенный слушатель вправе не концептуализировать и избегать двойственности. Тот же, кто подобно автору этой статьи склонен прислушиваться к текстам, заметит, что в этих песнях порою слишком много слов, но в каждой есть несколько очень интересных строк. По порядку. Вот песня "Из Калинина в Тверь".
И музыка летит меж дерев, В синем с золотом тендере вместо угля - Души тургеневских дев.
Обращает на себя внимание расцветка этого тендера. И топливо, конечно, тоже. А вот появляется такой мотив:
Но я один знаю, как открыть дверь, Если ты спросишь себя - На хрена мы летим По пути из Калинина в Тверь.
Конечно, тут можно возразить, что тем, кто уже спросил себя "на хрена",
Боб как мессия вряд ли подойдет, и свою дверь каждый из них откроет сам.
Но заявление стоит запомнить.
То ли души праведных, то ли метеорит; Но пусть горит, пока я пою, Только не спрашивай меня, что я люблю - Говорящий не знает, а незнающий не говорит. Правильно разумеется "знающий не говорит, говорящий не знает". В бобовском варианте немота абсолютна - она змеей кусает самое себя за хвост. Может быть Боб следующий альбом на "MUTE" запишет?
Господь сказал Лазарю - Хэй! Проснись и пой! А Лазарь сказал - Я видел это в гробу; Это не жизнь, это цирк Марабу, А ты у них как фокусник-клоун; лучше двигай со мной! Таким образом с Господом Боб наконец весело разобрался. Дарья рисует саму себя - его здесь нет. Едем дальше.
А дальше - хорошая жуткая песня. "На болотах Невы".
И след сгоревшей звезды - этот самый проспект; Я хотел быть как солнце, стал как тень на стене. И неотпетый мертвец сел на плечи ко мне. Тема "живого трупа", бремени воплощенности. Ради избавления от плоти йоги-аскеты отдавали свое тело на съедение голодным духам а также вполне материальным насекомым паразитам. Ради избавления от прожорливой нежити, норовящей подменить собой бессмертную душу, монахи уходили в горы. Боб не аскет и не монах, но он видит колоссальную несвободу бытия, а это немало:
И души мертвых солдат на еловых ветвях Молча смотрят, как все мы кружим вальс при свечах, Каждый с пеплом в руке и с мертвецом на плечах. И вот он опять возвращается к выходу ("я один знаю как открыть дверь"):
Я нашел, как уйти - и я уйду. И вернусь, Я вернусь с этим словом, как с ключом синевы - Отпустить их домой, Всех их, кто спит на болотах Невы.
Так вот, если человек говорит такое ради рифмы или под настроение, то он - пустозвон и мудак. Для войны нужно много сил. Следующая песня - военная. Музыка точь в точь как в "Генерале Скобелеве". В этой песне достаточно доходчиво сказано где взять силу и на чьей она стороне. Дело было в Казани.
Далекое эхо древнейшего из сражений до сих пор гудит в раковинах ДНК. Приложите ухо к земле. Великая Мать не оставит в беде своих детей. Даже лишенных памяти. Вспомнить все - это значит уйти.
А те, кто помнит, те в небе или в огне; Но те, кто сильны - сильны тем, что знают, где сила, А сила на ее стороне. Но вспоминать так же страшно как умирать. И также необходимо.
Говорят, что камни рыдали, когда рвалась животворная нить; И еще говорят, что нельзя вымогать того, что дается даром, И чем сильнее ты ударишься об воду, тем меньше хлопотать-хоронить, Война заканчивается свободой. И любовью.
Он поднялся на башню. Он вышел в окно. И он сделал три шага - и упал не на землю, а в небо. Она взяла его на руки, потому что они были одно. О самой интересной песне альбома "Тень" ничего говорить не хочется. В ней Боб разбирается с каким-то своим давним кармическим знакомым и это их глубоко личные дела - не буду влазить. Эта единственная оригинальная в музыкальном отношении песня, разительно отличающаяся от двенадцати остальных ее сестер. Маленькая одноразовая гильотина затесавшаяся среди веселых бобовских качелей. Очень резкий и тревожный разговор ритм- и бас-гитары.
Моя память уже не та, что была; Ты здесь просто так Или у нас есть дела?
[...] В общем, что сказать...
Скажи, я, наверное, пойму." После этого разговора Боб выходит к целительной луне. Через ночь, которая как тоннель.
Если все, что ты сделал, обернулось не так; Если в новых мехах пыль вместо вина - Это пройдет там, где взойдет Луна. В этой ночи хорошо постоять и дать отдых глазам. Это ночь любви и обновленной крови. Сон приносящий память - чужую явь.
Просто не знал, как тебя звать. Дох от жажды в твоих родниках - Я не знал, как тебя знать, Тебя называют богиней - Для меня ты жена. Нас будут ждать там, где взойдет Луна. Вот тут бы и сказать, что Боб удачно женился, но это, опять таки, - его сугубо личное дело. "Мой друг доктор" - древний народный блюз. Тысячу раз петь тот же блюз - судьба достойная короля пчел на белом снегу. Но не святого, нет
Растворит меня в святой кислоте - Выбравшему свет Луны святость действительно не угрожает. Зато движение в сторону Весны продолжается.
И посмотрим, что произойдет. Посмотрим. Мне тоже интересно. "Хилый закос под любовь" - название намеренно пошловатое, но песня серьезная. Бобовская декларация собственного освобождения от гнета своей "положительности" и необходимости петь для кого-то "по-новому".
Я в курсе, но куда меня деть? Вот Боб еще раз сообщает, что он вышел. Это репетиция или констатация факта?
Но отныне и навеки я - вне. В дороге единственный враг - Время. Других врагов нет.
А петь по нотам - только портить кровь, Последний, само-аналитичный куплет песенки вохитительно бесстыден в своей оккультной откровенности:
А также вся его братва и семья - Я так старательно пытался быть счастливым, Что едва не пропал зазря. В свете вышесказанного "Тяжелый рок" выглядит отступлением. Снова разочарование, досада и скука. Причем скука столь заметная, что и сама песня скучна. И название опять неудачное. Тем более, что никакой связи с тяжелым роком как ROCK-ом у этой песни нет и близко.
Иногда мне кажется - тяжелый рок висит надо мной.
Временами создается впечатление, что Гребенщиков до сих пор не избавился
от стремления что-то доказать тому своему другу-критику, который
"сказал мне, что мой словарный запас иссяк". Иначе я не могу воспринять
слов
"Он нажимает на "save", она нажимает "delete"" в песне про то что
"Некоторые женятся, а некоторые - так"
Хотя, конечно, это все от человека зависит, поскольку:
Если бы не последняя строфа, я бы решил, что эта песня нужна была только для того чтобы довести общее количество песен до чертовой дюжины. Замыкают альбом два красивых распевных стиха-путешествия - "Капитан Белый Снег" и "По дороге в Дамаск". Обращаясь к Капитану Белому Снегу он говорит:
От Долины Царей до камней на холме, И глаза белых ступ, и тепло стен кремлей Говорят мне - Ты здесь, Капитан Белый Снег Посмотреть в голубые как воздух глаза белых ступ, глядящие пристально из-под шапок огня. Увидеть черную шерсть яка на столбах посреди дворов тибетских монастырей. Капитан оставлял на своем пути знаки. Тот, кто их прочтет, будет говорить с Капитаном. А потом - в призрачный, сухой и белый Дамаск, один из самых таинственных городов Земли. Без времени, как во сне.
Все, что ты знал; все, чего ты хотел - все здесь кажется сном. Последние слова альбома -
Я сказал тебе все, что хотел. До встречи - когда ты придешь в себя. Прийти бы в себя. Был слух, что альбом должен был называться "Черная луна". ...точка, называемая Черной Луной, есть не что иное как апогей лунной орбиты (по другой версии - второй фокус лунной орбиты, который относительно центра Земли совпадает с проекцией апогея), делающий один оборот относительно точки весеннего равноденствия 0 Овна за 8.85 года. До сих пор большинство астрологов использовало лишь одну Черную Луну, называемую Лилит (http://www.astrologer.ru:8001/index.cgi?10600040) В одном из интервью Боб сказал, что ему охота побыть паяцем. Он к этому своему последнему альбому голову побрил. И на картинке с обложки он бритый. Интересно - это потому что буддист, или потому что тогда умер известный циркач Шандор Ла Вей?
...Мое сердце не здесь. |
Обзоры этого автора
|