Габриель Форе

Борис Тараканов

Габриель Форе. Реквием.

Пару лет назад меня не совсем нарочно занесло на репетицию хора теоретического отделения одного из московских музыкальных ВУЗов. Будущие музыкологи, музыковеды и композиторы, сомкнув ряды, насмерть держали оборону перед проявлениями французского импрессионизма в музыке. А именно - разучивали первую часть ("Requiem Aeternam") из Реквиема Габриеля Форе (ор.48). Пожилой, но шустрый дядечка-хормейстер, напоровшись на очередную фальшивую ноту в какой-нибудь из партий, останавливал весь хор, и каждый раз громко выкрикивал какую-нибудь двусмысленную фразу, вроде: "Ну что, теоретики! Попасть не можете?".

Так вот своеобразно вошло в мою жизнь это потрясающее сочинение. Чуть позднее я столкнулся с ним уже во время учёбы - одна из моих однокурсниц взяла "Sanctus" из Реквиема в качестве дипломного произведения. Честно скажу, я ей за это очень благодарен - Реквием Форе запал в душу и стал одним из любимых произведений данного жанра. Поэтому, обнаружив его в каталоге классической коллекции CDRU, я очень обрадовался, ибо у меня вновь появилась возможность поделиться с Вами тем, что сам я очень люблю. Согласитесь, в жизни очень важно иногда иметь такую возможность...

Реквием Габриеля Форе, пожалуй, единственное сочинение "заупокойного жанра", которое не акцентирует внимание слушателя на идее смерти и сценах Страшного Суда, как это было, скажем, у Моцарта, Верди и Берлиоза - мрачные пророчества этих произведений Форе, как известно, не любил. Вот он и решил создать Реквием, где основной идеей была бы не смерть, а Вера, Покой, Мир и Любовь, а образ смерти воспринимался бы, как долгожданное избавление, переход к тем самым высшим сферам, о которых грезят философы всех времён и народов.

Первоначальная идея композитора заключалась в пяти номерах Заупокойной Мессы, где был использован хор мальчиков (с солистом мальчиком-сопрано), небольшой оркестр и орган. В таком "компактном" виде произведение было исполнено в 16 января 1888 года на одной из панихид. То, что получилось, совершенно Форе не удовлетворило, и в следующую редакцию он ввёл полноценный смешанный хор, солиста-баритона, расширил оркестр и добавил партию литавр. В произведении появились дополнительные части, а в "Sanctus" было внедрено "эфемерное" соло скрипок, придающее этому номеру произведения потрясающую красоту. Практически сразу Реквием прочно обосновался в концертных залах, хотя Форе настоятельно подчёркивал литургический характер своего детища.

Представьте себе католическую заупокойную службу, равномерно распределённую в семи музыкальных фрагментах, стилистически оформленных в духе полотен Клода Моне (не знаю насколько здесь уместны сравнения между музыкой и живописью, но по фактуре и внутренней энергетике очень похоже ). Служба эта совершенно лишена налёта мрачности: вместо ощущения смерти нам предлагается ощущение покоя, вместо мрачной скорби - светлая грусть, вместо образа ада - образы Рая, и надежда вместо безысходности... Может быть, именно по этим причинам Форе исключил из своего произведения те фрагменты, которые акцентируют внимание слушателя на образах мрачных и неотвратимых. Получилась очень светлая ажурная конструкция со слегка размытыми контурами, в виде уходящей в заоблачные дали пирамиды, недосягаемая вершина которой символизирует власть, силу и мудрость Всевышнего, а подножие - дорогу каждого в постижении этой мудрости. Сосредоточенная мелодия в середине первой части ("Requiem Aeternam" - "Вечный покой даруй им, Господи, да вечный свет воссияет им...") переходит в короткую молитвенную "Kirie eleison" - "Господи, помилуй", а затем в спокойную "O Domine Jesu Christe, Rex Gloriae" ("О Господь Бог Иисус Христос, Царь Славы"), когда вдруг смолкает оркестр, а хор a capella воздаёт Всевышнему тихую чистую молитву. Постепенно звуки оркестра начинают вплетаться в плотную хоровую ткань, подготавливая соло баритона: "Молим Тебя...". Строгим звучанием начинает вторить ему хор, постепенно увеличивая громкость, потом, вновь уменьшая её, как бы возносясь, всё выше в своём звучании и растворяясь в бесконечном небесном просторе.

После небольшой паузы наступает самая светлая часть - "Sanctus" ("Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф..."), где в сдержанную перекличку между женской и мужской группой хора, проходящей на фоне перебора арф, вплетается божественное соло скрипок (увы, плохо ощущаемое через RealAudio). Хор небесных ангелов воспевает величие Творца: "Исполнил небо и землю славою Твоею...". Будто на миг приоткрылись Врата Рая и пролился оттуда Вечный Свет: "Осанна в Вышних, Осанна в Вышних, Осанна в Вышних...". Но миг этот краток - вновь закрываются недостижимые Врата и только последний заоблачный вздох: "Sanctus..." напоминает о том, что ещё секунду назад мы слышали пение ангелов...

Молитвенное соло сопрано в "Pie Jesu Domine" ("Милостивый Господь Иисус") похоже на пение бесплотной души: "Дай же им покой...". Оно как бы предопределяет следующий номер Реквиема - "Agnus Dei" ("Агнец Божий"). Философский настрой этого фрагмента подчёркивается волнами то нарастания, то уменьшения громкости, и выливается под конец в мощное tutti хора и оркестра - в объединяющий молитвенный порыв: "Агнец Божий, взявший грехи мира, прими молитву нашу!". А позади этих мощных раскатов вздыхает всегда сосредоточенный, торжественный и невозмутимый орган. Здесь коротко возвращается мелодия вступления к первой части: "Вечный покой даруй им, Господи, да вечный свет воссияет им...", но уже завершаемая просветлёнными мажорными аккордами. Что это? Нетрадиционный подход или символ надежды? Вряд ли мы сейчас найдём точный ответ.

Следующий номер "Libera me", "Освободи меня, Господи, от вечной смерти..." (соло баритона и хор) - присутствующее во всех Реквиемах своеобразное размышление о "жизни после жизни". Здесь коротко возникает картина "Дня Гнева" ("Dies Irae"), но не как способ устрашения. Скорее как часть древней покаянной молитвы: "Освободи меня от горького дня гнева Твоего". Словно издалека повторяет хор слова баритона:"Освободи меня, Господи...Освободи меня..." .

Номер "In Paradisum" ("В Раю") медленно открывает перед нами Дорогу. Может быть даже ту самую, на которой по древнему преданию встречаются все... Начинается она где-то на земле, а окончание её теряется в небесных далях. Наверное там, где находится воспетый Пророками Горний Иерусалим... Вновь слышится пение ангелов и откуда-то издалека начинает литься добрый серебристый свет: "В Райский сад приводят Тебя Ангелы, Твой приход приветствуют праведники. И вводят Тебя в небесный град Иерусалим ..."

Кто-то из современников Форе сказал: "Форе создал единственную в своём роде Заупокойную Мессу, которая уводит нас от страха смерти в царство чуткой ясности и совершенного счастья". Лучше, по-моему, и не скажешь.

На сервере CDRU представлено (внимание!) около 10 наименований дисков с Реквиемом Г. Форе! В этом можно легко убедиться, набрав слово "Faure" в поисковом окошке раздела "Классика". Такого ассортимента я не наблюдал даже у известных CD-монстров, вроде магазинов сети бывшей фирмы "Мелодия". Редкий случай, когда наугад можно заказать любой диск и не бояться разочарования - на любом из них записаны исполнители экстра класса, причём, как современные, так и прошлых лет. Различия между этими дисками связаны, в основном, с трактовками произведения теми или иными дирижёрами и, возможно, условиями ремастеринга при восстановлении архивных записей (согласитесь, они несут собственное неповторимое очарование).

Уверен, что многие из читающих эти строки сделают достойный выбор.


Copyright (c) 1998 Борис Тараканов

E-mail tboris@hotmail.com
Home page www.tarakanov.net

Обзоры этого автора
Сергей Прокофьев - Опера "Война и мир"
Христоф Виллибальд Глюк "Орфей и Эвридика"
Дж. Россини "Stabat Mater"
Габриель Форе. "Реквием"
С.И. Танеев, кантата "Иоанн Дамаскин"
М. Равель, "Болеро" и "Павана на смерть инфанты"
Giacomo Puccini, "Messa di Gloria"
Э. Григ, сюиты "Пер Гюнт" и концерт для ф-но с оркестром.
Haydn - Collection
Бах - Бранденбургский концерт
Гендель "Ода на день Св. Цецилии"
Джузеппе Верди "Трубадур"
Вивальди "Времена года"
Карл Орф "Carmina Burana"
Гендель "Музыкa на воде"

популярные