БГ "Навигатор"
Анализировать творчество БГ уже не имеет смысла, это тема для отдельного исследования, поэтому данный материал не претендует ни на что большее, чем рецензия на альбом "Навигатор", на мой взгляд незаслужено затерявшийся в ряду других.
Альбом без сомнения открывает новую эпоху в современной российской музыке, а именно эпоху виртуализации. Если указанный альбом делает робкую заявку на новизну ("Навигатор, пропой мне канцону- другую" - а ведь, натурально, Real Audio имеется в виду!), то на альбоме "Лилит" уже поселились хакеры и юзера, а нажатие "Save" судя по всему вполне заменяет сакральное возвращение домой из ранних песен. К тому же недавно стало известно, что готов мультимедийный диск Аквариума. Тенденция очевидна. Видимо происходит то, что было подмечено Кейт Буш еще в 1990 на альбоме "The Sensual World": "As the people here grew colder, I turn to my computer and spend my evenings with it, like a friend..." Кстати, легко можно подсчитать на сколько лет компьютеризация (или кризис человеческого общения?) в России отстает от остального мира. Однако, даже оставив в стороне ерничество, необходимо отметить новаторство этого альбома, по крайней мере в контексте творчества БГ. Несмотря на то, что музыка альбома плотно насыщена опостылевшими уже "дудками" песни носят гораздо более универсальный характер. Если все другие песни БГ очень личны, или по крайней мере претендуют на это, то в Навигаторе БГ выглядит как исполнитель песен. Изменились стихи, изменилось содержание, и, главное, изменилось отношение автора. Прослушав альбом впервые я испытал очередное разочарование на которое я обречен с давних времен. когда, будучи "подростком с неустойчивой психикой" с восторгом слушал альбом "Табу".
Естественно, с тех пор каждое новое произведение разочаровывает, хотя понятно, что юность (собственную) не вернуть.
Вскоре, однако, обратив внимание на то, что песни с альбома запомнились, и я переменил свое отношение к этому произведению. Однако, после второго прослушивания меня охватило чувство дискомфорта от песни "Кладбище" из серии "Ну где же я это слышал?!". Перерыв весь свой музыкальный архив я выяснил. что это в чистом виде "Венера в Мехах" из первого альбома (с бананом) группы Velvet Underground. Успокоившись, я смог адекватно воспринимать остальные песни.
Сразу обращает на себя внимание песня "Не Коси", в которой впервые за много лет звучит знакомая по старым песням энергетика, подкрепленная мощным звучанием гитары и духовой секции. Да и вокал хорошо гармонирует с музыкой. А ведь есть еще порох...
"Голубой огонек" - о чем это? Откуда? Ничего даже отдаленно похожего в творчестве БГ не было. А вот в исполнении, скажем, Шуфутинского песня звучала бы наверное неплохо, а если бы еще и клипом сопроводить с погонями и задержанием на воровской малине - первое место в хит-параде МК обеспечено.
"Кладбище". Все таки гипнотизирующий голос Лу Рида подходит больше для такой мелодии, а может быть просто копия всегда хуже оригинала?
Песня "Мается" просто удивительна для БГ. Такой приземленности в песнях еще не было. Впервые БГ говорит на одном языке со слушателями. "Мается, мается, глянь - вот-вот сломается, а так и не признается, что все дело в нем." У каждого человека есть несколько знакомых про которых можно так сказать. Это уже не поколение дворников или генерал Скобелев с полковником Васиным, это просто житейская мудрость, близкая и понятная каждому. Странно, что попса до сих пор не ухватила эту песню. В исполнении Апиной ей гарантровано еще одно место в хит-параде. А у певицы, наконец, в репертуаре появилась бы хоть одна пристойная песня.
"Гарсон 2" стал известен благодаря растиражированному клипу, который был бы неплох если бы не пошловатые посиделки БГ за столиком с Заппой, Хендриксом и Ленноном. Уж посадил бы Курехина с Майком, наконец, по крайней мере - объяснимо. А при чем здесь Заппа? Хотя сам по себе "ностальгический вальсок" очень мил и изящен. По смыслу, как бы продолжает идею "Рок-н-Ролл Мертв" символизирующего прощание с юностью, ее максимализмом и заблуждениями. "Гарсон 2" - умильные воспоминания о прошедших временах с высоты сегодняшней мудрости.
Остальные произведения достаточно типичны для БГ и Аквариума, и очень похожи между собой, за исключением "Таможенного блюза" чем-то напоминающего пресловутых "Козлов".
В целом "Навигатор" представляет собой отход от привычного имиджа культового персонажа. За песнями не стоит некой высшей истины, это всего лишь хорошие песни в неплохом исполнении, которые хотя и заставляют задуматься но не оставляют у слушателя ощущения собственной неполноценности или (в зависимости от обстоятельств) причастности к великому.
Навигатор - как открытая дверь в душноватой и поднадоевшей комнате, чистая нота среди плотного звука свирелей, флейт, волынок. Оказывается не обязательно нажимать или на "Enter" или на "Delete", есть еще волшебная клавиша "Escape", неоднократно выручающая всех нас.
К сожалению об Аквариуме, как таковом уже давно ничего нельзя сказать. Музыкальное исполнение стало настолько безликим, что воспринимается уже как "фирменный почерк". Ах, как не хватает Курехина и Ляпина, умевших придавать неповторимое звучание любым произведениям. Поэтому ничего удивительного, что новый альбом БГ записал уже с совсем с другими музыкантами.
Copyright 1998 Соколов Денис d.sokolov@g23.relcom.ru
Колибри "Бес Сахара"
"Последний Шанс"
БГ "Навигатор"
Вежливый Отказ