Василий Исаков
И.С.Бах: что слушать на CD? Часть 2.
6 Сюит для виолончели соло. Pierre Fournier.
Обратимся лишь к самым известным. Безусловно ценнейший экземпляр для аудиофила представляет запись Сюит, сделанная Pablo Casals в период с 1936 по 1939 год. Для простых смертных можно порекомендовать Двойной компакт-диск, изданный "EMI Classics", дважды в разных изданиях, для коллекционеров - двойной компакт фирмы "Grammophono 2000" Pablo Casals Collection (vol. 2) Catalog Number:AB 78627/28, с великолепно выполненным ремастерингом.
|
По отзывам достойных любителей музыки это непревзойденная запись. У меня есть подозрение, что EMI использовали другую мастер-ленту или валик (на что в 30-е годы записывали?), хотя вполне возможно, что эта запись сделана позже, так как Casals умер в 1973 году, и мог для вездесущего Емая записать и в послевоенный период. Во всяком случае, на мой вкус исполнение мрачное, душное, тяжелое, хотя впечатление производит неизгладимое. Виртуозность исполнения невероятная, порой создается ощущение, что исполнителя нет, а инструмент сам по себе издает звуки, а внутренняя напряженность исполнения такова, что начинаешь думать о каком-то мистическом драйве. Наверное, так играл Паганини на скрипке. Эта запись безусловно заслуживает того, чтобы ее услышать, но слушать часто ее невозможно. Ни одна психика не выдержит. То, что это исполнение культовое - совершенно точно. Так уже не сыграет никто и никогда, возможно сыграют лучше, но так уже нет. Маленький фрагмент Сюиты 2 дает лишь отдаленное представление о великом мастере. Увы, легендарную запись от "Grammophono" послушать мне не довелось. Однако, у посетителей www.cdru.com, как и у меня, есть прекрасная возможность послушать выдающуюся, если не сказать великую запись (оговорюсь, что она 36 летней давности, и поэтому, данный эпитет заслужила обоснованно) всего за 123,7 рублей.
Одна выглядит чуть более резкой, другая - просветленной или задумчивой. Ткань музыки предстает совершенно обнаженной, мелодически рисунок показан просто и свободно, без излишнего напора или, наоборот, вялости. Эта глубоко личная интерпретация ничуть не мешает прослушиванию или выглядит надуманной, она, наоборот, вовлекает в музыку так сильно, что нет сил ее выключить, не дослушав до конца. Она гипнотична, как может быть гипнотичным только откровение. Это откровение зрелого человека, достигшего пика свой физической и духовной формы. Это очень органично музыке Баха. Бах, вообще, щедрый, плодородный, мощный, пронзительный, его нельзя исполнять безусым юнцам и глубоким старикам, одни его еще не чувствуют, а другие уже не ощущают. Бах прожил 65 лет, а сюиты написал самое позднее в 40, большинство его произведений написано до 50 лет, а у нас Баха исполняют, как этакого ветхозаветного Моисея, прожившего Бог знает сколько лет. Интересно, что Fournier записал 6 Сюит снова в 1976 году для Philips (Catalog Number:PHCP-35078), и эта запись появилась в 1977 году. В этой записи темп более медленный по сравнению с предыдущей, вероятно, что разница в возрасте в 15 лет существенно сказалась на скорости, уже в записи 1961 года отчетливо слышно как Fournier задыхается при исполнении быстрых частей. Вряд ли изменилась интерпретация сюит, ведь так гениально прочувствовать произведение дается исполнителю только один раз в жизни. (Вспомним провал Гульда при повторной записи Гольдбергских вариаций. Смотри Часть 1). Интересно, что Fournier не испугался своего учителя, и записал 6 сюит при его активной творческой жизни виолончелиста. Он безусловно знал записи Casals наизусть, тем более такую знаменитую культовую запись. Мне кажется, что Fournier в определенный момент времени перерос своего учителя, как в свое время Рафаэль перерос Перуджино, и понял, что он сыграет 6 сюит совсем не так, как играл Casals. Casals был культовой фигурой, человеком, открывшим для публики виолончель как сольный инструмент, применившим впервые новые приемы игры, проживший 97 лет, основавший школу виолончелистов. А Fournier был тем самым великим исполнителем, чей дар и мастерство оценивают по достоинству спустя много лет, понимая, что его интерпретация сочетает в себе все достоинства имеющихся, но кроме этого лишена их недостатков.
Наш соотечественник, Мстислав Ростропович, которого считают одним из величайших виолончелистов мира, собирался записать 6 Сюит еще в 1978 году, но только в 1995 он решился сделать это. Западные критики считают, что над маэстро витала тень покойного Pablo Casals и поэтому, он боялся, что его исполнение 6 Сюит будет выглядеть на фоне культовой записи бледно. EMI произвела запись в старофранцузской церкви, построенной 900 лет назад, Ростропович написал комментарий к каждой сюите, чтобы до публики дошло, что он играл и как, и что хотел выразить. Конечно, когда мы говорим о записях, сделанных такими исполнителями, нельзя сказать, кто исполнил хуже или лучше, можно лишь говорить о собственных ощущениях, которые субъективны, но, тем не менее, отражают силу воплощения замысла и композитора и исполнителя в нашей душе. И в этом смысле можно сказать, что исполнение Ростроповича - старчески просветленное. Возможно, он слишком долго боялся и пик его формы, как виолончелиста прошел. Здесь речь не идет о недостатке исполнительского мастерства, а об отсутствии той совокупности интеллектуальной и духовной зрелости, беглости пальцев и ощущения полноты жизни, внутренней страстности и холодного контроля за эмоциями, жизненного опыта и порыва души. Все вместе это сочетается в человеке на непродолжительный период времени, занимая очень небольшую часть его жизни.
И поэтому, как для политика, так и для виолончелиста 70 лет, увы, не средний (как говаривали наши неудобозабываемые руководители), и тем более не идеальный возраст. Возможно, исполни Ростропович 6 Сюит в 40-50 лет, мы бы имели гениальную запись, может быть, самую лучшую в этом веке. Во всяком случае шанс у него был, но он его не использовал. Настоящее исполнение 6 сюит Ростроповичем (красивое исполнение!) вызывает уважение и... более ничего, - душу оно трогает, но не сильно, не так сильно, как хотелось бы (фрагмент). Снимаю шляпу, преклоняю голову.
Теперь о самом, рекламируемом исполнении, в том числе и в сети. Радостно, что наконец- то большая компания Sony обмишурилась, истратив уйму денег на рекламу и покупку авторских прав на исполнение виолончелиста Yo-Yo Ma, уроженца Франции, но получившего образование и проживающего в США (они видимо приняли его за такое же явление как G.Gould, - господи, как ошиблись!). Каких только эпитетов не прочтешь: и великий, и неповторимый, и что Бах это часть его души и что он его познает через Дзэн буддизм и что вообще после Casals это виолончелист N2, а некоторые критики договорились до того, что, вообще-то он, Yo-Yo Ma, первый, но молод еще, а станет постарше, так мы это всем и объявим. Но обратимся к сухому остатку. Поскольку все сюиты в его исполнении выложены в сети, то к счастью, его диск покупать не пришлось, а то, кому потом подаришь, все музыку хорошо чувствуют - стыдно (на тебе Боже, что мне не гоже). Sony выпустили как компакт, так и видеокассету с записью 6 сюит, в последних помимо звука, записаны размышления Yo-Yo о Бахе, показано окружение, которое его вдохновляет, в частности архитектура, почему -то средневековых итальянских архитекторов. Какое это отношение к Баху имеет, - не понятно, ведь он за всю свою жизнь путешествовал в радиусе всего 200 км вокруг своего родного Кётена, и ни в какой Италии и, вообще, заграницей не был. Причем тут итальянская архитектура. Ну разве только страсть к просвещению темных янки подвигла Sony на такой проект, то тогда это похвально. Более прилизанного, правильного, просветительски-приторного исполнения Сюит мне слышать не доводилось. Понятно, что Yo-Yo всё, что до него было прослушал и творчески переварил, интерпретация очень похожа, если не сказать хуже (говорить не буду, а то засудят!) на интерпретацию Fournier, но только, что похожа. Это мне напоминает известную историю с Боингом. Китайцы во времена Мао решили самостоятельно построить широкофюзеляжный самолет, а поскольку, культурную революцию уже сотворили и всех инженеров космополитов перевоспитали, то единственно верным им показался путь воровства. Они купили Боинг (какую модель не помню), разобрали ее по винтику (!), скопировали все детали, собрали из них свой Боинг, он разбежался по взлетной полосе... и не взлетел. Также и Yo-Yo играет очень правильно, ну прямо как Fournier, но чего-то не хватает, и без этого чего-то, через пару минут хочется зевнуть, а через пять выключить его к...чтобы спать не мешал (послушайте). Вообще класс исполнителей азиатского происхождения (японцев и китайцев) мне кажется сильно преувеличенным, они жутко работоспособны, технически могут быть совершенны, но в них начисто отсутствует переход из виртуозов в гении, возможно, что это чисто этническая черта. В них, по-моему, отсутствует честолюбие за гранью свойств - когда человек неодолимо стремиться стать не только лучше всех остальных, но прежде всего, лучше самого себя. Так, они работящие ребята, но не более того. Возможно, в других искусствах они непревзойденные, но в музыке их исполнение может быть хорошим и даже очень хорошим, но гениальным - никогда. В общем, захваленному господину Yo-Yo мы покажем большим пальцем вниз, и посоветуем понимать через дзэн что-нибудь другое. Безусловно, все написанное здесь об исполнении 6 Сюит не будет полным без упоминания записи Жаклин дю Пре, безвременно умершей от рассеянного склероза, великолепного исполнения Weiland Kuijken, еще не записанного, а исполняемого только в концертах и многих других. Но, как хорошо, что, мы можем представить себе всю полноту и величие внутреннего мира, посредством 6 сюит, подаренных нам Бахом и Pierre Fournier. Они как 6 простых историй о жизни, любви, радости, измене, одиночестве и смерти.
Copyright 1998 Василий Исаков
isakov@ropnet.ru
И.С.Бах: что слушать на CD? Часть 3
И.С.Бах: что слушать на CD? Часть 2
И.С.Бах: что слушать на CD? Часть 1