БАХ 3

 

Часть 1
Часть 2

Василий Исаков

И.С.Бах: Что слушать на CD?
Часть 3.

Страсти по Иоанну, Philippe Herreweghe и конец прекрасной эпохи.

J.S.Bach Johannes Passion.Harmonia Mundi France (HMC901264.65)

"Противься злу но без страха и гнева. Ударившему тебя по щеке можешь подставить и другую, лишь бы при этом ты не испытывал страха."
Х.Борхес Фрагменты апокрифического Евангелия.

Написать этот обзор было довольно трудно, поскольку он должен был быть не только музыкальным, но даже в большей мере культурологическим. Для того чтобы быть кратким, я решил, что проще будет представить обзор в виде этакого бутерброда с очень многими слоями от самых простых и пресных, до самых изысканных и тонких, чтобы каждый мог прерваться в той его части, где вкус у кого-то уже отсутствует, а кто-то другой набил оскомину. Итак, Страсти по Иоанну, как понятно из названия, - вокальное произведение по сюжету одного из канонических Евангелий, его можно было бы назвать оперой, но тогда оперы как таковой еще не существовало. В страстях ничего не показывают, а только поют. Текст самый что ни на есть проверенный - канонический.

В отличие от глубокого средневековья есть сольные партии, партии хора, смешанные, а также особая партия Евангелиста, т.е. рассказчика. Следует сказать, что появление таких произведений явилось как бы предтечей нового времени, поскольку благодаря им разрушалась каноническая музыкальная система церковной службы. Еще Дионисий Картузианец осуждал многоголосную музыку в церковном обиходе, он считал, что "...разделение голосов сродни разрушению души, это можно сравнить с завитыми волосами у мужчины или обилием складок в одежде у женщины; все это - не что иное как суетность". Однажды Дионисий вошел в церковь как раз в то время когда там звучал орган; сладостная мелодия тотчас же заставила его отрешиться от самого себя, и с тающим сердцем он замер в долгом экстазе. Ощущение прекрасного стало непосредственно религиозным переживанием. Ему и в голову не пришло, что в музыке он мог бы восторгаться чем-то иным, нежели самой святостью". (Й.Хейзинга Осень средневековья. М.Наука,1988). Поэтому можно понять трудности, с которыми столкнулся Бах, он, видимо, хотел воплотить свои представления о Страстях во что-то сценически осязаемое, но тогда это был бы балаган, а сделать это наподобие мистерии и с музыкой, да еще церковной было нельзя. Сжечь, конечно, бы не сожгли, не Испания, но жизнь бы испортили, будь здоров, протестанты, кстати, умели это не хуже католиков. Поэтому в построении самих страстей, выборе вокальных партий, смене голосов заложено действие и создана драматургия. Начинается все с Хора: "Herr, unser Herrscher,..." (Господи, наш Боже, чья слава во всех землях просияла). Смысл здесь самый разный, это и молитва перед важным действием, таким как исполнение страстей, и часть самих страстей, и просто введение в длинное, более двух часов действо, - миряне должны были настроиться на восприятие святости. Хор бесподобный, гипнотический, я думаю, что в те времена он свою функцию выполнял на все сто. Помните, как коммунисты перед съездами пели "Вставай, проклятьем...", тоже настраивались, но, увы, сравнение, не в их пользу, очень уж убого, (многоголосья нет! Все как в средние века). Далее, начинаются сами Страсти, Евангелист поет текст из Евангелия от Иоанна, 18:1-14. (смотри в своей домашней библиотеке), где изображается пленение Христа. Далее, Христос (бас) спрашивает пришедших с Иудой: "За кем Вы пришли?", далее евангелист поэт (тенор): "Они ему отвечали:" (он двоеточие тоже поэт!), и уже хор: "За Иисусом из Назарета". Здесь хор уже изображает не хор сам по себе, а тех кто пришел за Иисусом, потом он будет изображать народ на площади, священников и т.д. Для современного человека не совсем понятно, зачем вставлена фраза Евангелиста, ведь Иисус спрашивает, - те ему отвечают, и так все ясно. До этого эпизода, Евангелистом уже было сказано, что пришли вооруженные люди с Иудой, чтобы схватить Иисуса. Ответ заключается в том, что сольные партии и хор поют стихами (уже либретто!), а Евангелист поет нерифмованный текст Евангелия. Таким образом, Евангелист отражает, или если хотите рассказывает реальные события Евангелия, то есть сам сюжет, который обычно в опере показывают действием, а сольные и хоровые партии выражают отношение или чувства, то есть то, что в Евангелии не описано! Причем, всЈ это чувства и отношение Баха, а значит его современников. Теперь, смотрите, вернее слушайте, зловещая ситуация: пришли и говорят, нам нужен гражданин такой-то, а как они это поют, - без злобы, страха, вообще каких бы то ни было отрицательных чувств, мотивчик я бы не сказал веселый, но и не сильно зловещий. Он просветленный и предвещающий... распятие, а распятие для человека той эпохи - великое счастье. Как, впрочем, и для Бога, - плох тот Бог, который не хочет совершить самоубийство (это, правда, уже Борхес). "Какая глупость!" - скажет читатель и будет прав, ну что это за счастье быть распятым и почему они все тогда не распялись, если только об этом и мечтали. Вообще, здесь мы подходим к очень трудному моменту, который требует объяснения, причем объяснить его внятно невозможно, как, например, рассуждать о том, есть ли жизнь на Марсе. Речь идет о внутреннем мире современников Баха, а это хуже чем Марс, к ним спутник не запустишь. Сейчас модно быть религиозным. В нашем обществе это выражается словами "ходить в церковь", причем очень точный термин, - только ходят и... всЈ. Люди практически не имеют того, что называется религиозным сознанием, даже подавляющее большинство современных служителей культа его не имеет, хотя атрибутике уделяется колоссальная роль. Не совсем понятно, что такое религиозное сознание? Тогда пример из уже упоминавшейся книги Хейзинги, где он обильно цитирует письма и жизнеописания той эпохи: "За трапезой, когда он ест яблоко, он обыкновенно разрезает его на 4 дольки: три из них он съедает во имя святой Троицы, четвертую же он ест "в любви, с коею Божия небесная матерь ясти давала яблочко милому своему дитятке Иисусу", и посему съедает он ее с кожурой, ибо малые дети едят яблоки неочищенными. В течение нескольких дней после Рождества - судя по всему, из-за того, что младенец Иисус был еще слишком мал, чтобы есть яблоки, - четвертую дольку он не ест вовсе, принося ее в жертву Деве Марии, дабы через мать яблоко досталось и сыну. Всякое питье выпивает он в пять глотков, по числу ран на теле Господа нашего; в конце же делает двойной глоток, ибо из раны в боку Иисуса истекла и кровь и вода". Ну, как? Где был бы человек, который бы все это проделывал сейчас? Правильно, в той больнице которая недавно горела и которую метко народ назвал Канатчиковой дачей. Хоть один наш современный поп что-нибудь подобное делает? Нет, и не потому, что не верит, он просто не обладает религиозным сознанием, которое есть продукт той прекрасной (да, да, прекрасной) эпохи, которая безвозвратно утрачена. К нам лишь возвращаются ее обломки, в виде, например, Страстей по Иоанну Баха. Читатель скажет, вот еще, жалеет, тогда было мракобесие, мор, отсутствие гигиены, инквизиция, молот ведьм, и вообще непонятно что, цивилизации не было. Я отвечу: выгляньте в окно (не выходите, это опасно!) и вы увидите, наркоманов, умирающих от СПИДа и алкоголизма, братков, труп соседа у лифта с простреленной головой, цинковый гроб прибывший из краснознаменной воинской части, молодых ребят, разбившихся насмерть в машине, которая врезалась в фонарный столб. Еще продолжать? Так, в чем принципиальная разница? Она в сознании. У людей той эпохи оно было религиозное, у наших современников оно по большей части финансовое. А как же, возразите вы мне, проповедники в США, народ в церквах толпится, поют хором, разве это не оно самое, религиозное сознание, а папа римский, а харе-рама-харе-Кришна. Добавьте СЈку Асахару, преподобного Муна, наше белое братство, солнечный город в Сибири (помните?). Ну, как там с религиозным сознанием, - везде все делают бабки или хотят иметь их как можно больше. А что до Америки, я думаю, что когда они поют хором и плачут, это у них упражнение такое, типа бега трусцой или фитнесс-клаба, или жратвы без холестерина, полезное, в общем, это дело для определенной части организма, раньше ее душой называли. Понимаете, люди собираются, слушают битый час экзальтированных чтецов-проповедников, хором поют, раскачиваются, взявшись за руки (Кашпировский, ау!), и это все для того, чтобы испытать слабое напоминание того, что раньше называлось религиозным экстазом, а в прекрасную эпоху люди просто жили в состоянии экстаза и именно поэтому пели и слушали музыку. Чувствуете разницу. Чтобы испытать религиозный экстаз нужно с ним родится или жить в нем, то есть отказаться от "машины, дачки, шмачки", от всего в натуральном смысле. Это очень русский порыв, - отдать всЈ и уйти, но обычно у нас уходят не дальше ближайшего ларька со спиртным. Но, кстати, на этом держатся все секты, включая и харе-харе и белое братство и все остальные, они построены на том, что дают человеку (или если хотите внедряют в него) подобие религиозного сознания путем обязательного отказа от всего привычного. Наши психологи удивляются, чего их так трудно из секты то вытащить, там и голодно и холодно и угнетают. Дураки какие-то, поют харе-харе или молятся по 6 часов в день, наверно их одурманили чем-то, синтезируют наркотики разные СЈки и кормят ими нашу молодежь. Нет, ничего подобного, - у этих людей сознание становится другим, им открылся краешек прекрасной эпохи, и они еЈ уже ни на что не променяют, во всяком случае ни на экстази и трясучку в дискотеке. Это не означает, что у них есть религиозное сознание, оно просто деформировано намеренно другими людьми в собственных, как правило корыстных целях таким образом, что люди начинают жить религиозной идеей, и поэтому они могут существовать только в секте, а вне ее жизнь для них становится невозможной. То есть, если они хотят иметь хотя бы частичку этого религиозного сознания они должны сформировать секту, по сути - извращенную форму жречества. Религиозное сознание же подразумевает свободу воли (как это не странно звучит для наших современников), то есть человек прекрасной эпохи им обладал исходно, поскольку он родился (он часть Бога, прежде всего) и жил в мире, а не в секте, в котором он жил и умирал спокойно потому, что весь окружающий мир - это храм и все в этом мире братья не зависимо ни от чего. Вот такое сознание и эпоха лежат внутри Страстей по Иоанну. Теперь если произведение воспринимать сквозь призму религиозного сознания, многое становится понятным. Почему партию Иисуса поет бас? Это - отец, у отца голос должен быть низкий. Как вы отличали в глубоком детстве, кто Вас зовет, папа или мама? Правильно, по тембру голоса. Почему после кончины Иисуса вместо баса партию поет альт? Сначала Иисус (еще басом) произносит "Свершилось", затем арию поет душа Иисуса, а душа беспола и поэтому был выбран нейтральный голос, такой как альт. Вообще, стоит удивиться тому, как Страсти передают глубину и подлинность переживаний, нет в них музыки страшной или трагической, очень печальной или избыточно радостной, они были созданы для того, чтобы помочь слушателю совершить важную внутреннюю работу - стать сопричастным Богу. Какой в этом может быть страх или горе? Это - счастье, но для того, чтобы его испытать нужна напряженность духа или если хотите "высокая болезнь", тот самый исходный религиозный экстаз, который у человека прекрасной эпохи был (вернее, он был готов к нему постоянно), а музыка (в данном случае Страсти) лишь поддерживала и совершенствовала его. У нас за долгие годы воинствующего атеизма сложился стереотип, что религиозный экстаз это когда толпа сумасшедших монахов сечет себя плетьми, совершает беспорядочные движения, издает истошные крики и в конце концов предается свальному греху. Это больше свойственно нашему времени, а примером религиозного экстаза может быть то ощущение счастья, которое испытывал человек разделяя яблоко или воду с Богом (см. выше). Поэтому Страсти, с нашей, современной точки зрения, - бесстрастны. Современник, прослушав 2CD длительностью более 2 часов скажет, - "Ну, они обалдели, слушать так долго такую скучищу", и будет, по-своему, прав. Музыка тогда и не должна была пробуждать чувства или интерес, она соединяясь с религиозным сознанием слушателя делала его сопричастным Евангельским событиям, переносила его чувственным образом в прошлое. 

Теперь об исполнителях. Закончив консерваторию в Генте по классу фортепьяно P.Herreweghe поступает на медицинский факультет университета, который он заканчивает с блеском в 1975 году получив докторскую степень по психиатрии. Во время учебы он создает хор Collegium Vocale, который привлек внимание N.Harnoncourt и G.Leonhardt и они предложили ему принять участие в записи всех кантат Баха. В 1977 P.Herreweghe создает La Chapelle Royale оркестр, играющий только на инструментах эпохи, с которым он записывает практически все произведения Баха для оркестра и хора. Несмотря на столь тесную связь с представителями аутентичной школы, в Страстях у P.Herreweghe партии высоких голосов, которые во времена Баха исполняли мальчики, исполняют женщины. В аннотации к диску он поясняет, что детские голоса, которые смогли бы правильно исполнить партии в Страстях, сейчас просто невозможно найти. Тем не менее, дань аутентичности представляет небольшой хор (всего 15 человек) и оркестр с инструментами эпохи. Следовательно, за исключением детских голосов мы можем слышать исполнение аналогичное таковому во времена Баха. Об исполнении можно сказать, что оно спокойное, размеренное и цельное, на современный слух сдержанное, оркестр, в отличие от записей Страстей с симфоническим оркестром, практически не слышен, он органично вплетается в канву хоралов и арий, а в тех частях где он играет отдельно, рождает ощущение сходное с малыми голландцами - полностью отсутствуют яркие краски, а детали достаточно хорошо прописаны. При прослушивании не покидает чувство некоторой отстраненности, которое затем вовлекает в музыку, становясь как бы ее неотъемлемым компонентом. Видимо, в этом как раз и проявляется чувство эпохи (не то, что это какая-то древняя музыка, но какая-то она не совсем привычная уху). Стоит спросить себя: способна ли она привести слушателя в состояние экстаза? Нет, поскольку это невозможно. Но данное исполнение способно подарить нам ощущение прекрасной эпохи, которую мы видим смутно, как в запотевшем зеркале и кто знает, сумеем ли мы увидеть ее когда-нибудь лицом к лицу.

Copyright 1998 Василий Исаков
isakov@ropnet.ru


Обзоры этого автора
И.С.Бах: что слушать на CD? Часть 3
И.С.Бах: что слушать на CD? Часть 2
И.С.Бах: что слушать на CD? Часть 1

популярные