Наталья Голубкова
"Я вернулась в мой город..."
Алла Пугачева в БКЗ "Октябрьский"
Уже четверть часа, как наступило 3 октября, уже четверть часа, как можно сказать, что
ВЧЕРА я была на концерте Пугачевой. Боже мой, все последние три недели время шло не по
обычному календарю, а по особому, ПУГАЧЕВСКОМУ: двадцать дней до концерта,
девятнадцать, восемнадцать. А теперь уже один день ПОСЛЕ. Концерт пришел и ушел, ушел
гораздо быстрее, чем можно было рассчитывать, а я осталась. Я, и то, что мне удалось
унести в душе.
2 октября, 18.50. Давно ставший родным "Октябрьский", плотно окруженный шестисотыми Мерседесами, разноцветная толпа. В зале вместо привычной рекламы "Балтики" - огромные плакаты "Nescafe" и "Lis's". Сцена метра на два сдвинута вглубь зала, освободившееся место занято двумя дополнительными рядами. Равнодушный мужской голос регулярно напоминает, что видео- и фотосъемка, равно как и аудио запись, запрещены. Из разговора с оператором с 22-го канала, который брал в фойе после концерта интервью у зрителей, стало ясно, что разрешения снимать не удостоился ни один канал. В рюкзаке диктофон, фотоаппарат и ведеокамера, в душе - надежда их использовать по назначению. Наверное, я плохо закончу, но сегодня все обошлось.
И вот открывается занавес. На сцене - ни киркоровскои пестроты, ни леонтьевской таинственности. Ни малейшего намека на шоу - ЕЕ зрители пришли в Театр. Высокий стул, на нем фигура Илоны - гибкая, пластичная. Именно она начинает концерт, у нее два сольных номера. Действительно много потерял в ее лице "Тодес", если она ушла из него совсем.
Наконец на сцене появляется ОНА, примадонна, ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО "ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ". В черном коротком балахоне, черных колготках, туфлях на огромной шпильке. (Чуть позже поверх этого балахона будет надет еще один, длинный и прозрачный). На голове то бант, то шляпа, то ничего. Появляется с "Ленинградом", таким знакомым и таким новым. ":У меня телефонов твоих номера, я еще не хочу умирать: Ленинград, Петербург, Питер!". И с первых слов становится ясно, что, что бы про НЕЕ ни говорили, как бы очень многим ни хотелось видеть ЕЕ устаревшей, ненужной, она все еще заслуженно на вершине. Именно она лидирует в той гонке, главный приз за которую - любовь публики. ("Вы хотите меня видеть уже немощной? Ждете шоу, где я больше не нужна???") Вообще, артист все свою творческую жизнь борется за внимание публики, зритель же в свою очередь делает все возможное, чтобы хоть на мгновение привлечь внимание артиста.
Уже 23 года Алла Пугачева уверенно держит в руках пальму первенства, и я возьму на себя смелость утверждать, что в ближайшее время она никому ее не уступит. Нет, она не пела перед полупустым залом, не потеряла голос, и даже если допустить, что она поет частично под фонограмму, то делает это так умело и профессионально, что зритель уходит с концерта совершенно удовлетворенным. Трудно представить себе еще одного артиста, который соберет зал, продавая билеты за такие деньги: ведь самый дешевый билет стоил 150 р., доходили цены до 1500, и уже за неделю до концерта во многих кассах не было ни дешевых, ни самых дорогих билетов.
В программе на удивление мало новых песен. "Начни сначала", "Как нибудь:", "В воду войду", "Не обижай меня", "А ты не знал", "Позови меня с собой" - вот, пожалуй, и все. И даже новые песни, записанные совсем недавно, звучат на концерте совершенно по-другому, чем на диске. "Милиционер смотрит вслед:" - кокетливо задранный балахон, "холодна постель, счастья нет:" - и в голосе такая тоска, что моментально веришь: нет его, счастья.
Основная часть концерта - старые песни, собранные за долгие годы. "Программа называется "Избранное". Вы избрали меня, а я теперь избираю эти песни:". Да, мы избрали ее, и, слава богу, что почти четверть века назад нашлись люди, давшие нам возможность сделать свой выбор. "Так дурно жить", "Как тревожен этот путь", "Пришла и говорю", "Возвращение", "Старинные часы", "Не отрекаются, любя", "Три счастливых дня", "Без меня", "Ты возьми меня с собой", "Все могут короли", "Так дурно жить", "Когда я уйду" и даже "Арлекино", "Арлекино", с которого Алла Борисовна начинала и которым, кстати, обещала закончить (хочется надеяться, что "Арлекино" исполненный вчера был еще только промежуточным вариантом) - все такие старые и знакомые, и вместе с тем такие обновленные. Эти песни сегодня как бы противопоставлены себе вчерашним. "И, конечно же, какую бы песню я не пела из тех времен, я ее по-новому переживаю. Это для меня совершенно другая песня:" "Не делайте мне больно, господа", с надрывом исполненная на диске, "Не делайте мне больно, господа", преподнесенная публике вчера легко и шутливо. Заплетающаяся речь, неуверенная походка, - прямо "Ария опьянения" какая-то, а не "Не делайте мне больно:". "Полковник", рассказанный с предысторией, в лицах, героиня обрисована так четко, зритель просто видит ее перед собой. ":Эта женщина, потрясающая, крашенная блондинка: Никогда у нее нет времени вставить зуб. Всегда ярко накрашенная. Пышногрудая, пышнотелая, не унывающая. "Аллунчик, ты че такая грустная, а? - говорит она, попыхивая сигаретой - Че случилось, что ль? Чего? Как у меня дела??? Ах, Аллунчик, ты что забыла, что я тебе говорила? Та, все мужики сволочи. Сейчас я тебе такое расскажу - упадешь не встанешь". И что-то проскакивает в ней такое от тети Сони из Одессы. "Ах, какой был мужчина... Я вот знаешь че, Аллунчик, думаю? Ну и шо, что уголовник? Ой, господи, та вся страна такая. А вот видишь, ты не одна, а я все принца жду: (Это, похоже, так, Киркорову в огород камень, чтобы не расслаблялся.) А ведь такой был мужчина: настоящий полковник".
В настоящий театр попадает зритель во время исполнения песен "Три счастливых дня" и "Без меня": темная сцена, лишь один угол освещен красным. Пугачева сидит на стуле, пьет вино, курит. Переход от песни к песне почти не чувствуется: "Три счастливых дня было у меня, было у меня с тобой: Знаю, милый, знаю, что с тобой:" "Реченька": Наверное, можно пересчитать по пальцам случаи, когда народные песни исполняются с глубоким драматизмом, и этот случай - один из них. Как это все не похоже на то, что предлагает нам современная эстрада! Алла ничего не показывает публике, она разговаривает с ней, рассказывает зрителям о своих радостях и бедах.
После концерта часто бывает, что артист отрабатывает еще несколько номеров на бис, но чтобы публика стояла стеной, чтобы весь зал остался на месте, чтобы толпа особо спешащих не ринулась занимать очередь в гардероб, после того, как концерт формально закончился - такое я видела впервые. "При-ма-дон-ну" - дружно скандировал зал, а Пугачевское кокетливое "В театре на бис не поют" только укрепило людей в намерении добиться продолжения. Правда, после того, как на балконе был замечен Филипп (кстати, в его внешности было очень мало от того "звездного мальчика", которого зритель обычно видит на сцене, это был, скорее, тот самый мужчина, с которым Алла провела уже не один год), требование исполнить "Примадонну" заменили "Зайкой".
Убедившись в том, что быстрее и проще будет уступить ненасытной публике, Алла Борисовна исполнила еще "Когда меня ты позовешь", после которой Филипп вышел на сцену, недвусмысленно дал всем понять, что на остаток вечера он сам имеет планы, и увел жену от жаждущих продолжения поклонников. Только после этого зрители начали расходиться.
Ну и закончить хочется цитатой из вчерашнего концерта, словами, обращенными, наверное, не только к тем, кто сидел в зале, но и к огромному количеству почитателей таланта Примадонны, которые по каким-либо причинам остались за его пределами: ": Я вам так благодарна за все то, что вы сделали для меня: это, прежде всего, темы, ваши лица, ваши образы, женские, которые так меня вдохновляли. А эти ситуации, жизненные ситуации, которые я пела - не свои, а которые я подглядела из вашей жизни. Самое страшное и веселое в том, то они постепенно стали моими: Огромное Вам спасибо и за цветы, и за аплодисменты, за письма, за ваши добрые слова, за то, что вы были, есть, и, наверняка, еще какое-то время будете".
Будем, Алла Борисовна, будем, будем столько, сколько Вы сами захотите видеть нас у своего пьедестала. Да и когда Вы уже не захотите видеть нас там, все равно, еще долго будем вспоминать те чудесные минуты, которые мы провели с вами.
03 октября 1998 г.
Copyright (c) 1998 Наталья Голубкова talechka@geocities.com
"Филипп Киркоров"
"Я вернулась в мой город..." (Алла Пугачева в БКЗ "Октябрьский")