Чиж -"Поющие гитары"

 

 Сергей Вильянов

"Музыкальный ринг" 2 октября
Чиж -"Поющие гитары"


2 октября произошло событие, настолько меня поразившее, что поздней ночью я включил компьютер, и поспешил записать свои ощущения. А происшествие действительно странное: я впервые за очень долгое время получил удовольствие от ... просмотра телевизора. Вы, наверное уже догадались, о чем идет речь. Конечно, это программа "Музыкальный ринг", которую Российское телевидение показало в 22.05 по Москве. Виртуально скрестить гитары решили две команды: "Поющие гитары" и ЧИЖ с Компанией.

Начнем с начала. Во-первых, меня очень впечатлил подбор участников передачи. Можно понять, если "Лицей" соревнуется с "Машиной времени". Тем более понятно, когда побороться решают Вахтанг Кикабидзе и Валерий Меладзе. Но "Поющие гитары" и ЧИЖ... Это уже что-то странное. Судите сами. "Поющие гитары" -это классический советский ВИА, не лишенный, впрочем ряда достоинств, но в целом- вполне обычный. Гладенькие песни, никаких бунтарских мотивов... Все чистенько и опрятно. Правда, можно отметить героическую попытку "Поющих гитар" скопировать имидж Битлов, за которую они подверглись избиению на страницах печати, но... не бывает в советской стране, чтобы практически официальный ВИА вздумал изобразить что-то недозволительное. Скорее всего "отдел культуры" КГБ сам себя перехитрил, и сам себя высек, подобно гоголевской вдове.

Сегодня "Поющие гитары" представляют собой грустное зрелище. Солидные дяденьки и одна тетенька "второй свежести", которым очень хочется быть веселыми и энергичными, что выражается в подпрыгивании на сцене. Один из солистов уже давно стал религиозным служителем, и его рассуждении и богоугодности творчества "Поющих гитар" слушались довольно забавно. Кроме этого, во время прослушивания песен данной группы, меня не оставляло ощущение "фанерности" происходящего. То микрофон поздно ко рту поднесут, а слова уже поются, то голос певца вдруг резко усиливается, а мимика его не меняется -он спокойно и неторопливо продолжает шевелить губами. И песни вроде хорошие, и исполнители стараются, но... не хватало в них жизни, как будто мы пришли в музей мадам Тюссо, и ожившие манекены рассказывают нам историю минувших дней. А вот ЧИЖ меня приятно удивил. Давно не видел его живых выступлений, и ,должен сказать, что прогресс на лицо. Отличная сыгранность, новые слова в хорошо известных песнях... ;-) ЧИЖ и его банда напоминают стаю городских котов, немного грязных, не очень ухоженных, но полных задора и сексуальности. "Поющие гитары", в их сегодняшнем виде, это милая тусовка немолодых, опытных котов и кошек, которые прекрасно выглядят, приятно мурлычат, и еще, кажется, способны на подвиги..., если бы их не кастрировали в свое время.

ЧИЖ в начале 90-х действительно привнес что-то новое в отечественный рок. Его песни- рассказы, которые теперь пытаются внедрить в собственное творчество многие рокеры, можно сравнить только с сольными проектами Макаревича. Плюс неподражаемая интонация, нежно-нервная энергетика... Да, ЧИЖ был и остается на высоте. Итак, в музыкальном плане конкурировать "Гитарам" и ЧИЖу было трудно, по той простой причине, что они играют в абсолютно разных стилях, и если первые все еще продолжают играть в попсово-роковой манере 70-х годов, то ЧИЖ выдает жесткий звук вполне западного качества, поражая при этом нежными переборами в таких песнях, как "Полонез" и "Перекресток". Музыка "Поющих гитар" не подразумевает никаких гитарных импровизаций, а вот гитарист ЧИЖа умудрился изобразить маленький джем прямо в эфире. Спонтанность и непринужденность, вот чем выгодно отличалось молодое поколение от старшего, и последнему, увы, не удалось еще раз войти в реку своего прошлого.

"Музыкальный ринг" хорош и тем, что там задают массу вопросов исполнителям, которые, несмотря на кажущуюся спонтанность, отлично продуманы и отрепетированы. Сначала более убедительными мне показались "Поющие гитары". Они самозабвенно ностальгировали, делали это со вкусом, и слушать их ответы было приятно и поучительно. ЧИЖ отвечал в своем обычном, крайне лаконичном, и даже односложном стиле. "Да", "Нет", вот и все, что удавалось услышать от него. Я давний поклонник БГ, и могу представить ответ последнего на вопрос, типа "Как Вы относитесь к формуле "секс-наркотики-рок-н-ролл", и как она звучит лично для Вас". БГ загадочно улыбнулся бы, и сказал: "Понимаете... во время последней поездке по Тибету местный далай лама сказал мне одну очень простую вещь... Вот ты, Борис, музыку играешь. Я ее не слышал, и ,слава Будде, не услышу никогда, но, говорят, народ от нее прется. Значит, все это так надо, и то, что ты делаешь, приносит определенную пользу. А о наркотиках... Я пробовал массу всякой дряни, и она мне не понравилась. Это неправильный путь." Здесь я прерываю воображаемые рассуждения БГ и привожу ответ ЧИЖа на данный вопрос. "Секс, пиво, рок-н-ролл. Точнее, секс, рок-н-ролл, пиво". Публика в зале сначала недоумевала, а потом немного разозлилась на такую краткость. Но они, наверное забыли, что ЧИЖ во-первых представитель нового поколения российских рокеров, а оно не славится особым красноречием в интервью. Во-вторых, Чеграков во многом ученик БГ, который так же раскрывается только перед знакомыми ему журналистами, а над остальными лишь мило прикалывается. Так или иначе, ЧИЖ и Компания победили в этом странном соревновании, причем довольно убедительно. Голосовать можно было не только по телефону, как обычно, но и через Интернет, что внесло свои интересные коррективы в сам процесс голосования. После первого тура безоговорочно лидировали "Поющие гитары". Видимо, свои голоса отдали представители старшего поколения, а молодежь проигнорировала призывы ведущих проголосовать. Зато во втором туре, почувствовав, что "наших бьют", поклонники ЧИЖа дали о себе знать, и проголосовали в высшей степени активно. В последнем туре участники должны были поразить своих поклонников чем-то по -настоящему оригинальным. "Поющие гитары" спели какую-то милую, но вполне типичную для них песню. Зато ЧИЖ по настоящему оттянулся. Вместе с группой "Русский размер" был исполнен хит Майка Науменко "Пригородный блюз". Несмотря на ...своеобразность аранжировки, песня прозвучала, на мой взгляд, правильно, и действительно произвела впечатление своей оригинальностью. Кстати о Майке. В промежутках между турами были показаны выступления "Аквариума" и "Машины времени" образца 1986 года. Глядя на жутко волнующегося БГ, забывшего слова в песне "Глаз", слушая Андрея Макаревича, который вряд ли предполагал тогда все превратности своей судьбы, по воле которой он у нынешней молодежи больше ассоциируется как повар, а не рокер, я думал вот о чем: черт возьми, прошло всего 12 лет, а как все изменилось. В 1986 году был жив и находился в неплохой форме Майк, "Кино" уверенно шло к всенародному признанию, Александр Башлачев не думал об уходе, "Наутилус" уже начинал подавать признаки жизни... А сегодня из старых "зубров" остался лишь "Аквариум", практически полностью сменивший свой состав, да "Машина времени", продолжающая творить удивительно пронзительные вещи.

Скоро кончится век.
Как короток век!
Ты, наверное, ждешь? или нет?
Но сегодня был снег,
И к тебе не пройдешь,
Не оставив следа, а зачем этот след?
Там сегодня прием,
Там сегодня приют,
Но едва ли нас ждут в тех гостях.
Вот кто-то прошел,
И кто-то при нем,
Но они есть они, ты есть мы, я есть я.
 Но в этом мире случайностей нет,
И не мне сожалеть о судьбе.
Он играет им всем,
Ты играешь ему,
Ну а кто здесь сыграет тебе?
И я прошу об одном,
Если в доме твоем
Будет шелк, и парча, и слоновая кость,
Чтоб тогда ты забыл
Дом, в котором я был.
Ну какой из меня, к черту, гость?
Ведь я напьюсь, как свинья,
Я усну под столом,
В этом обществе я нелюдим.
Я никогда не умел
Быть первым из всех,
Но я не терплю быть вторым.
Но в этом мире случайностей нет,
И не мне сожалеть о судьбе.
Он играет им всем,
Ты играешь ему -
Так, позволь, я сыграю тебе.

Так писал БГ в песне, посвященной Макаревичу в 1982 году. А век и правда скоро кончится... Пляски старых динозавров уже никого не смешат.

P.S. Я предлагаю вам высказаться по данному вопросу. Напишите ваши личные ощущения от этой передачи и от групп-участниц. Наиболее интересные и полные рецензии будут опубликованы.

Сергей Вильянов - специально для Музыкального Телефона.

Copyright (c) 1998 Сергей Вильянов vilianov@mail.saratov.ru

популярные